Экономический потенциал региона
Обрабатывающие производства – основа экономики
В отличие от других регионов России у Нижегородской области из-за практически полного отсутствия полезных ископаемых нет возможности развиваться за счет добывающей промышленности. Экономика региона – это обрабатывающие отрасли, на долю которых приходится 40,7 % налоговых поступлений. 28,8 % занятости и 50 % оборота сформированы предприятиями, работающими в секторе обрабатывающей промышленности.
По доле на рынке, а также по вкладу в доходы регионального бюджета и количеству рабочих мест основными отраслями обрабатывающей промышленности являются автомобиле– и судостроение, металлообработка, пищевое и химическое производство.
Автомобиле– и судостроение – традиционные для нашего региона виды экономической деятельности. Еще в советский период был создан Горьковский автомобильный завод, ставший в настоящий момент производственной основой для крупнейшей автомобилестроительной группы России – Группы ГАЗ. С советских времен в Нижегородской области функционирует одно из ведущих предприятий судостроения – Красное Сормово.
Поскольку ключевые для Нижегородской области отрасли связаны с промышленной обработкой, экономика и базовые отраслевые рынки высоко концентрированы. Типична ситуация, когда оборот отрасли на две трети формируется пятью компаниями с одним выраженным лидером.
Помимо обрабатывающих производств визитной карточкой Нижегородской области является ее научно-технологический комплекс, который насчитывает порядка сотни предприятий, занятых научно-исследовательской деятельностью, в том числе 25 отраслевых НИИ, и такое же большое число конструкторских и изыскательских организаций. В области работают Научно-исследовательский институт измерительных систем, Академический институт прикладной физики, Российский федеральный ядерный центр. Область занимает четвертое место в Российской Федерации по экспорту программного обеспечения.
Несмотря на сильную инновационную компоненту и внедрение в ряде секторов новых технологических производств, производительность труда в регионе остается относительно низкой. Причина – ограниченные инвестиционные возможности предприятий, не позволяющие заменить устаревшие технологии и оборудование, изношенность которого, например, в обрабатывающей промышленности достигает 50 %.
Главные характеристики ресурсной базы
Нижегородской области
Основным бизнес-ресурсом Нижегородской области является выгодное географическое положение. Территория области находится в центре европейской части России, на пересечении международных транспортных коридоров (МТК): Трансъевропейский транспортный коридор № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Красное – Москва – Нижний Новгород) и МТК «Север – Юг» (в основном, водная его часть), связывающие Европу с Дальним и Средним Востоком и Юго-Восточной Азией.
Такая география дает широкие возможности для экономического развития и превращения региона в крупнейший транспортно-логистический узел России.
Регион имеет выход ко всем морям, омывающим европейскую часть России. По его территории протекают реки Волга и Ока, которые географически занимают одно из центральных мест в системе российских водных артерий.
С точки зрения развития логистических центров, производства и распространения потребительских товаров регион выгодно расположен в зоне крупных российских городов. В радиусе 600 км от Нижнего Новгорода находятся Казань, Самара (города-миллионники), Саратов, Воронеж (более 800 тыс. жителей), Ярославль, Пенза, Тула (более 500 тыс. жителей).
Географически Нижегородская область находится в центре «автомобильной карты» России, на которой представлены регионы с развитым автомобилестроением.
Удобным с точки зрения бизнеса является и близость региона к Москве. Расстояние между Нижним Новгородом и Москвой – 439 км, оно преодолевается на самолете в течение 40 минут.
Еще одним базовым ресурсом Нижегородской области является человеческий капитал. Сильный военно-промышленный комплекс, размещение на территории области научно-исследовательских центров федерального значения, мощная образовательная база региона способствовали формированию высокообразованных и квалифицированных трудовых ресурсов. С другой стороны, в Нижегородской области относительно низкий даже по российским меркам уровень оплаты труда. Сочетание этих двух факторов создают большой потенциал в части использования трудовых ресурсов, особенно в наукоемких областях и традиционном для Нижегородской области секторе обрабатывающей промышленности.
Существенным ресурсным ограничением Нижегородской области выступает ее дефицитная энергосистема. Для решения энергетической проблемы планируется запуск проектов, сочетающих государственное (региональное, федеральное) и частное финансирование. Разработана областная целевая программа «Энергоснабжение Нижегородской области на 2007-2010 гг.», подписано соглашение с РАО «ЕЭС России», рассматриваются проекты по созданию атомной электростанции и паровой теплоэнергоцентрали. Принципиально решить проблему энергообеспечения правительство планирует к 2010 г.
Инвестиционно привлекательные отрасли
Анализируя политику правительства Нижегородской области, имеющиеся экономические ниши и ресурсы, можно выделить следующие инвестиционно привлекательные отрасли Нижегородской области:
автомобиле– и машиностроение (в том числе производство автокомпонентов);
наука и инновационный сектор, IT-технологии;
транспорт и логистика;
промышленное и гражданское строительство.
Автомобиле– и машиностроение
В официально принятом документе «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г.» ставится задача обеспечения лидерства Нижегородской области в сфере российского автомобилестроения. Для этого в регионе имеется ряд объективных предпосылок, главные из которых:
наличие спроса. Спрос на продукцию формируется не только и не столько рынком самой Нижегородской области и ее регионов-соседей; потребителем является весь российский автомобильный рынок. В области производится более 60 % общероссийского производства автобусов и грузовых автомобилей, на регион приходится треть производства машин для городского коммунального хозяйства;
удобное географическое положение Нижегородской области по отношению к ключевым автомобилестроительным центрам России, расположенным в Калининградской, Ростовской, Челябинской областях и Пермском крае;
размещение на территории Нижегородской области действительно автомобилестроительных, а не просто сборочных производств;
наличие в области исторически сложившихся технологических традиций и системы подготовки квалифицированных кадров, а значит, технологическое и кадровое обеспечение развития секторов;
политика региональной власти, направленная на поддержку этих видов экономической деятельности.
Наука и инновационный сектор, ITтехнологии
Наряду с обрабатывающими производствами наука и инновационный сектор являются базовыми секторами, обеспечивающими развитие региона. Хорошая образовательная база, традиционно сильная научно-инновационная компонента, а также понимание правительством Нижегородской области важности этих отраслей для экономики региона делают науку и IT-технологии инвестиционно привлекательными.
Факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность сектора:
исторически Нижегородская область позиционируется как научно-промышленный и образовательный центр России;
развитый военно-промышленный комплекс, высокая доля обрабатывающей промышленности (машиностроение, автомобилестроение, радиоэлектроника и приборостроение) создают технологический фундамент для развития инновационного комплекса;
ведущие вузы Нижегородской области входят в десятку лучших вузов России. В области работает более 50 высших учебных заведений;
по количеству персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 000 жителей, Нижегородская область превышает средний показатель по России в четыре раза;
общий высокий образовательный уровень населения на фоне относительно низкого уровня оплаты труда.
В регионе планируется реализация одного из восьми проектов государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: «IT – парк «Анкудиновка». Общая площадь предполагаемого комплекса – более 60 га. Потенциальные резиденты: ведущие мировые компании в области IT-технологий. Разработан проект открытого технопарка в г. Сарове.
Транспорт и логистика
Правительство Нижегородской области планирует превратить Нижегородскую область в крупнейший логистический центр России, а потому считает экономически целесообразными любые инвестиции в развитие логистики и транспортной инфраструктуры.
Факторами, создающими потенциал для роста сектора, являются:
выгодное географическое положение, расположенность области в центре европейской части России на пересечении международных транспортных коридоров «Европа – Азия» и «Север – Юг». Выход по рекам ко всем морям, омывающим европейскую часть России, географическая близость к Москве;
наличие всей базовой инфраструктуры, в том числе густой сетки железнодорожных и автомобильных дорог, наличие международного аэропорта;
удобно расположенные рынки сбыта для продукции основных отраслей Нижегородской области (автомобиле– и машиностроение, пищевая промышленность);
приоритетность транспортно-логистического сектора для правительства Нижегородской области, что автоматически снимает значительную часть проблем с размещением и подключением к производственно-инженерной инфраструктуре;
планы и реализация проектов по улучшению качества железнодорожных и автомобильных дорог. Развитие инфраструктуры нижегородского аэропорта, в том числе модернизация взлетно-посадочной полосы.
В силу указанных факторов Нижегородская область располагает реальными возможностями стать крупнейшим пассажирским транспортным узлом страны. Помимо этого, у региона есть потенциал стать крупным центром с развитой системой складского хозяйства как для продуктов массового спроса, так и промышленных грузов.
Учитывая близость к Москве, Нижегородская область частично может «оттянуть» на себя грузопотоки столицы.
Правительство Нижегородской области разрабатывает множество крупных инвестиционных предложений по развитию транспорта и логистики. Одним из масштабных проектов является создание промышленно-логистического комплекса Нижегородской области, ядром которого должен стать железнодорожно-автомобильный терминал федерального значения. В одну из частей логистического комплекса должен войти авиационный терминал.
Отдельный многофункциональный логистический центр планируется создать на базе нижегородского международного аэропорта. Ведутся переговоры с потенциальными стратегическими партнерами по управлению пассажирскими и грузовыми перевозками аэропорта.
Для разгрузки столицы региона от транзитного грузового транспорта разрабатываются транспортные логистические схемы грузовых и пассажирских потоков.
Промышленное и гражданское строительство
Инвестиционная привлекательность этой отрасли связана с крупными проектами правительства региона по улучшению жилищных условий, развитию транспортной, производственной и деловой инфраструктуры области.
Расширяется рынок жилищного строительства, причем спрос формируют не только жители Нижегородской области, средний уровень доходов которых относительно низкий, но и жители других регионов, в частности Москвы, приобретающие недвижимость для последующей ее сдачи в аренду. Спрос на жилищное строительство будет расти и за счет бюджетных средств в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье», соответствующих областных целевых программ, в частности, программы «Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года», предполагающей ввод жилья и социальной инфраструктуры.